Цитата:
Сообщение от Булька
заботливо ограждая детей от темы смерти (и как физического, и как метафизического понятия), что принято в западной цивилизации, мы оказываем им медвежью услугу и сильно усложняем взаимоотношения с жизнью и отношение к смерти.
|
Ограждать можно по-разному. До двух лет, я ограждала. Даже на вопросы, куда делись наши старенькие овчарки, на тот момент отвечала, что уехали на дачу к маме. В три-четыре года он с удовольствием смотрел передачи о животных и очень сильно удивил бабулю, рассказав ей о спаривании животных. Естественно, моменты охоты и поедания он тоже видел. В реальной жизни со смертью он столкнулся года в 4, когда мы подобрали сбитого таксеныша на дороге, полночи ездили с ним по клиникам, а утром кобелек все-таки умер. Первым вопросом сына, когда он проснулся был: "Как там наш таксик?". Я честно сказала сыну, что он умер, но трупик уже убрала из квартиры.
Прошлым летом в деревне сын в траве нашел выброшенных котят, сделал им домик, по несколько раз в день бегал к ним кормить, играть. А когда стало холодать именно он уговорил нас забрать их в Москву, объясняя, что они замерзнут и умрут. Одну кошку пристроили друзьям, две другие живут у родственников и всех радуют.
А этим летом в зоопарке он увидел, как орел поймал, убил и начал поедать случайно залетевшего в клетку воробья. Сын отвернулся и в глазах его стояли слезы, хотя он явно сдерживал их, чтобы не потекли.
Так что полностью от понятий о смерти я сына не ограждаю, но вести его на показательную разделку жирафа уж точно не собираюсь в ближайшее время ни в каких целях.
И еще, я до сих пор не могу спокойно смотреть "Белый Бим, черное ухо", хотя мозгом прекрасно понимаю, что нельзя собакам гулять по улицам безнадзорно и финал был предсказуем. Мозгом-то много чего можно понять и логически объяснить, но вот сердцем далеко не все принять можно.