|
Местный
Регистрация: 18.11.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 237
Поблагодарил: 137
Поблагодарили 87 раз в 53 сообщениях
|
Кинологическая служба столичной милиции
Н.БОЛТЯНСКАЯ: 12 часов 8 минут, вы слушаете «Эхо Москвы». Здравствуйте, у микрофона Нателла Болтянская. Как и обещали, Николай Владимирович Зотов здесь у нас в студии. Ну, во-первых, здравствуйте.
Н.ЗОТОВ: Добрый день, Нателла.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: А вы, действительно, с любой собакой можете найти общий язык?
Н.ЗОТОВ: Наши сотрудники имеют возможность найти язык с любой, конечно, собакой.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: А могу я, прежде чем мы с вами поговорим уже непосредственно о работе кинологической службы, могу я спросить, как вы оказались в этой сфере, в этом зональном центре?
Н.ЗОТОВ: Кстати, вы знаете, очень интересный вопрос, который, вот... Может быть, стандартная фраза, многие говорят «Ох, спасибо за вопрос» и так далее. Прежде всего, вы знаете, сегодня День ракетных войск и артиллерии.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: А собачки-то тут причем?
Н.ЗОТОВ: Вы спросили – я отвечаю. Как же я оказался? Дело в том, что в 1942 году залпы тысяч артиллерийских орудий известили о начале советского контрнаступления под Сталинградом. И с 1944 года этот день отмечается как день артиллерии, а с 1964 года – День ракетных войск и артиллерии. Поэтому я от себя хочу поздравить всех, кто имеет отношение к этому празднику, всех артиллеристов, ракетчиков с этой датой.
А оказался я так. Я окончил военное училище в 1982 году, Артиллерийский факультет, Свердловское высшее военно-политическое танко-артиллерийское училище. Служил в войсках в Афганистане, потом по прошествии в 1991 году перешел на службу в органы внутренних дел, и с 1991 года работаю в органах внутренних дел.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Что может и чего не может служебная милицейская собака?
Н.ЗОТОВ: Собак у нас очень много. Вот, если посмотреть сериалы различные, они наделены очень многими качествами, хорошими, положительными. И люди, глядя на кино, зачастую переносят, в общем-то, в свое сознание то, что они видели на экране. Ну, искусство у нас, как правило, оно несколько приукрашивает действительность, и собаку мы наделяем теми качествами, которые не всегда у нее есть. Наши собаки же работают по следу, ищут взрывчатку, оружие, боеприпасы, наркотики, несут патрульно-постовую службу в лесопарковых зонах, обеспечивают охрану общественного порядка и безопасность москвичей и гостей нашего города. Это, прежде всего, наша основная задача, с которой мы и справляемся.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: А скажите, пожалуйста, сколь долгий и сколь дорогой процесс обучения? Ну, все видели щенков, в том числе и самых серьезных служебных пород. Ну вот как из этого щенка, сколько времени и сколько денег стоит сделать такую первоклассную служебную собаку?
Н.ЗОТОВ: Дело в том, что щенка вначале надо вырастить. И все зависит от контакта человека и собаки. Чем прочнее этот контакт, чем лучше взаимопонимание собаки и человека друг друга в этой связке, тем лучше собаку дрессировать, тем они будут лучше работать. Пример этому очень такой, можно сказать, для всех кинологов, учебное пособие по дрессировке собак, прежде всего, по взаимопониманию – это фильм «Ко мне, Мухтар», который в 1964 году вышел на экраны. Где брошенную собаку подобрал Глазычев, которого сыграл Юрий Никулин и, найдя с ней взаимопонимание, сумел раскрыть с ней ряд преступлений.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Какие породы собак используются в кинологической службе?
Н.ЗОТОВ: Основная масса пород – это у нас немецкая овчарка. Это, прежде всего... Ну, дело в том, что даже попросите нарисовать детей: «Нарисуйте, пожалуйста, милиционера и собаку», и основная масса нарисует овчарку и милиционера. И мы, в общем-то, этому имиджу и соответствуем.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Ну, хорошо. А какие-то другие есть?
Н.ЗОТОВ: Да-да, безусловно. У нас имеются и лабрадоры, имеются и спаниели, имеются...
Н.БОЛТЯНСКАЯ: А вот я с ротвейлерами видела.
Н.ЗОТОВ: Вы меня перебили – и ротвейлеры. Ротвейлеры, в основном, используются у нас в патрульно-постовой службе, в лесопарковых зонах несут службу с кинологами.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Скажите, пожалуйста, что на сегодняшний день является вашей, скажем так, самой главной головной болью?
Н.ЗОТОВ: Ну, вы знаете, вопрос настолько неожиданный, что, в общем-то, головная боль – она идет отовсюду.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Ну, вот, знаете как? Там, я не знаю, для кого-то корма, для кого-то, там я не знаю, инструкторы, для кого-то люди, которые будут работать с животными. Ну, я просто навскидку, я не знаю, что может быть. Ну, самая такая нетерпимая болевая точка для вашей службы?
Н.ЗОТОВ: Ну, могу сказать о том, что эти все вопросы – они очень важны: и кормление, и подготовка, и содержание, и обучение, и люди. Это все важные вопросы, и один от другого отделять нельзя. Без людей оно, кормление не нужно. Без собак мы не нужны вообще, без дрессировки – то же самое. Поэтому эти все вопросы одного порядка, и они важны все в комплексе. И именно комплексное решение всех этих проблем позволяет нам выполнять задачу.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Скажите, пожалуйста, Николай Владимирович, вот если читать детективы, то там очень часто преступники пытаются, во всяком случае, использовать какие-то средства, которые, якобы, отбивают у собак нюх, там, я не знаю, смесь красного перца с черным. Что-то такое в реалии бывает?
Н.ЗОТОВ: Естественно, бывает. Преступники – они идут на разные ухищрения для того, чтобы скрыть свои следы, чтобы преступление осталось нераскрытым, и применяют, безусловно, к этому различные ухищрения. Но для того и служит огромный штат уголовного розыска, сыщики, которые позволяют оценить действия и преступника, и раскрыть преступления. В частности, используя собак. По итогам за прошлый год и в этом году мы приближаемся к этой цифре, в среднем раскрывается с использованием служебных собак около 4 тысяч различных преступлений.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Скажите, пожалуйста, у милицейских собак есть какая-то, что называется, специализация? Вот, вы перечислили, там, патрульно-постовая служба, поиск по следу, поиск взрывчатки и наркотиков. Вот я где-то читала, что собачки, которые ищут наркотики, они, в общем, сами наркоманки, скажем так, прямо.
Н.ЗОТОВ: Ну, вы знаете, могу разочаровать тех, кто так думает, и потенциальных людей, кто хотел бы прийти на работу, понимая, что выдают наркотики для дрессировки собак. Нет, наши собаки дрессируются, как, в общем-то, во всем мире принято на основах игрового метода. И наркотики никаким образом собакам не даются, как и взрывчатка. Собака работает исключительно по запаху.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Скажите, пожалуйста, вот, я не знаю, если без учета таких, входящих обстоятельств, какова вероятность того, что, ну, вот здание, в котором мы находимся – не дай Бог – есть подозрение на то, что там находится какой-то предмет, который должна найти собака. Какова вероятность того, что она его найдет?
Н.ЗОТОВ: Вы знаете, безопасность – это, прежде всего, дело всех и каждого. Это не обязательно кинолог с собакой, который, обойдя весь огромный квартал, что-то найдет. Прежде всего это люди, которые находятся в этом здании, это охрана, которая несет службу, служба безопасности. Должны обращать внимание на все, что происходит здесь, на посторонних лиц. Должна быть жесткая система контроля за всем, что происходит. И тогда и кинологу будет легче отрабатывать территорию. Прежде всего, преступники, естественно, пытаются сделать что-то не везде, а там, где это удобно. Ну, существуют определенные схемы поиска вот этих предметов, позволяющие нам грамотно реагировать на подобные сообщения. Если можно, я всех секретов раскрывать не буду.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Ну, не знаю. Зачем пришли тогда? Я-то думала, что вы сейчас все секреты нам расскажете. (все смеются) Я напомню, что наш гость – Николай Владимирович Зотов, начальник Зонального центра кинологической службы ГУВД по Москве, подполковник милиции. Вопрос к вам вот какой. Скажите, пожалуйста, вот я как-то наблюдала в одном европейском аэропорту подозрение на взрывное устройство. И как бы, пассажиров-то выгнали из основного зала, но мы видели, кто и в каком количестве проходит. Вот, шло какое-то количество народа с собаками, какое-то количество просто с металлоискателями. Скажем так, за горами ли тот период, когда живое существо заменит техника?
Н.ЗОТОВ: Я думаю, что в обозримом будущем вряд ли. Пока дешевле, эффективнее способа обнаружить взрывчатые вещества где-либо не выявлено. Дело в том, что, безусловно, можно создать в каком-то большом объеме, видимо, аппарат, позволяющий обнюхивать вместо собаки. Но он будет занимать очень много места, будет очень дорого стоить, очень дорого будет его обслуживание, расходные материалы, обучение персонала.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: И никогда не будет вилять хвостом, что характерно.
Н.ЗОТОВ: И представьте себе, что преступники заложили, например, что-то или надо обследовать потолок. Вы как этот аппарат, будете на руках приподымать?
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Ну да. Хорошо, а, скажите, пожалуйста. Вот люди когда проходят свой срок службы, выходят на пенсию. А собаки?
Н.ЗОТОВ: Собаки у нас служат порядка до 10 лет, эффективно наиболее используются. В дальнейшем кинологи берут их на содержание. Смотрите фильм «Ко мне, Мухтар».
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Ну хорошо, с того момента-то сколько времени прошло.
Н.ЗОТОВ: Принципы не изменились.
|